Снимаем фильм о путешествии

У вас есть видеокамера. Это пропуск в ваш собственный мир кино. Но этот мир предстоит создать самостоятельно. И только от вашего умения зависит каким будет этот мир.

     Прежде всего, статья адресована тем кто снимает в путешествиях, туристам, но будет полезна всем, кто вообще что-то снимает видеокамерой.
     Казалось бы, видеотехника настолько доступна, что фильм может снять каждый. А вот интересный фильм – по-прежнему нет. Просто купить видеокамеру и нажимать кнопку «запись» явно недостаточно.
     Во-первых, нужно освоить все основные элементы управления видеокамерой и их назначение, чтобы пальцы сами бегали по нужным кнопочкам и рычагам, реализуя творческий замысел. Во-вторых, освоить технику съемки – какой план и ракурс выбрать, как справиться с освещением, какие приемы съемки использовать. И в-третьих, самое сложное, нужно научиться видеть интересное и научиться это снимать. Этому научиться сложнее всего, нужен и творческий подход, и опыт, который приходит только через практику и огромное количество экспериментов.
     Но мы не будем сильно вдаваться в теорию и обойдемся тем, что доступно каждому. Просто постараемся определить, на что следует обратить внимание начинающему оператору при съемке в путешествии.
     В основном туристы снимают все подряд – хронику «где я был и что увидел». Но часто получается как в анекдоте – что вижу то и пою. Потом и смотреть неприятно, да и трудно смонтировать что-то интересное. Так как же снять то что будет интересно смотреть? Дадим несколько простых практических советов.
     Прежде всего - съемка должна быть осмысленной. Съемка – это не душевный порыв, это точный расчет.
Правило первое: перед нажатием на «rec» спросить себя (только быстро, чтобы момент не был упущен)
«Хотел бы я сам увидеть это во второй раз и показать моим зрителям?»

     Но интересного может быть слишком много, что делать? Ведь сценарий к хронике заранее не напишешь. Ничего не поделаешь. Придется снимать все, что покажется интересным, и даже с солидным запасом, для того чтобы потом из этого выбрать самое-самое. А вот чтобы распутать клубок впечатлений при монтаже фильма, выстроить последовательность кадров, необходимо оставлять заметки что, где и когда было снято.
Вариантов как это сделать может быть много. Кому то привычнее оставить пару строк в блокноте «сегодня …дцатое июля и мы отправляемся посмотреть на замки Луары, в нашей программе …». Кто-то оставляет свои голосовые заметки непосредственно при съемке «…итак, мы прибыли в замок Шеверни». Ну а кто-то аккуратно снимает все таблички с названием мест, где велась съемка, тоже хороший вариант.
Правило второе: документируйте что снимаете.

     Нет ничего хуже, чем смотреть на чьи-то малосвязанные обрывки впечатлений. Особенно для зрителя, который не был в местах съемки. У него едва ли просмотр вызовет положительные эмоции. Попробуйте-ка объясниться с кем-нибудь, проглатывая каждое второе слово. Едва ли вас поймут. Не ленитесь обеспечить непрерывность повествования. Снимите сборы и отъезд из дома, возвращение, окружающую обстановку, какие то бытовые сцены. Даже если вам эти эпизоды кажутся несущественными – в фильме они будут смотреться органично и позволят зрителю понять логику произошедших событий..
Правило третье: у фильма должны быть начало и конец, а также ровная, без провалов, середина.

     Нет ничего зануднее, чем смотреть в фильме сплошные пейзажи, как бы прекрасны они ни были. Или сплошные развалины, или архитектуру, пусть даже удивительной красоты. Но того что снято в документальных фильмах BBC вы все рано не повторите (ну или повторите лет через много). Ваша задача передать свое собственное отношение к увиденному, показать, что лично вам интересно, и как вы и ваша семья и ваши друзья смотритесь в новой обстановке. Снимайте людей, снимайте крупные планы, снимайте эмоции. Однако если будете снимать незнакомых людей убедитесь, что они не имеют ничего против.
Правило четвертое: снимайте то, что другие не снимут, снимайте свое отношение к увиденному.

     А дополнительно помогут передать свое отношение – детали, как известно, дьявол скрывается именно в деталях. Детали – это специи, без которых любое блюдо будет пресным, невкусным. Что может быть деталями – элементы интерьеров, товары местных ремесленников, волна, бегущая за кормой, морские ракушки на берегу, даже иностранная кошка, что сидит под иностранным забором найдет свое место в фильме.
Правило пятое: снимайте детали!

     И еще небольшой полезный совет, который поможет избежать накладок при съемке.
Перед съемками запаситесь – дополнительным аккумулятором, достаточным количеством кассет или карт памяти, да и блокнот будет нелишним. И проверьте работоспособность видеокамеры до своего путешествия.

     И это все? Нет, не все. Но остальное – это ваше собственное творчество.
Конечно, на этом работа над фильмом не заканчивается, еще предстоит видеомонтаж, озвучивание и многое другое. Но если исходный материал хорошо, интересно снят, то будьте уверены, что фильм выйдет отличным!

     Удачи, и творческих успехов!

©Сергей Рахманов, Студия "УниФильм", 29/07-2010

Понравилась статья?
Хотите получать интересные статьи регулярно?
Подпишитесь на информационную рассылку

Hide me
Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!
Имя: * E-mail: *
Show me