Самая главная статья про монтаж видео

Какая программа позволяет сделать профессиональный монтаж видео? Такой вопрос часто задают люди, которые хотят выполнить монтаж видео самостоятельно, и желательно на высоком профессиональном уровне.

       Как ни странно, на этот вопрос есть простой и правдивый ответ – подойдет любая программа для видеомонтажа, потому программа это всего лишь инструмент, а процесс видеомонтажа происходит в воображении, в голове человека. Инструмент может быть и сложный и относительно простой, главное уметь его применить. Догадайтесь, почему плотникам не задают вопрос «какой топор лучше купить, чтобы построить дом»? Вот с видеомонтажом примерно то же самое. Сначала нужно придумать, представить себе дом, то есть фильм в нашем случае, а потом взять инструмент и пойти рубить и складывать, то есть резать-клеить видео.
       Когда говорят о профессиональном монтаже видео, все-таки имеют в виду другое – должен получиться интересный фильм, сделанный по стандартам принятым в «большом кино». А видео - это младший брат кино, поэтому принципы производства едины.
       Если кратко, не углубляясь в подробности, то хороший фильм должен иметь некую главную идею, или тему, которую нужно раскрыть. Фильм создается по сценарию, который продумывается еще до того как начинаются съемки. Хороший фильм имеет свой особый набор средств художественного выражения и общее стилистическое решение. Если до момента видеосъемки фильма в голове, в воображении, еще не существует, то при монтаже видео будут поджидать большие сложности. Часто видеомонтаж может исправить огрехи видеосъемки, но не всегда.
       Профессиональный подход при создании видеофильма на этапе монтажа заключается в том, чтобы из предоставленного материала (в случае любительского – снятого бессистемно и бестолково), сделать хороший фильм, ориентируясь на критерии качества принятые у профессионалов киноиндустрии. Если сценария не было изначально, то видеомонтажеру приходится самостоятельно его создавать, искать идею фильма, выяснять характер и настроение главных действующих лиц, определять формат (продолжительность) фильма и всех его эпизодов, отбирать для фильма нужные видеозаписи, подбирать музыкальное сопровождение. Это 80% работы при монтаже видео, но именно она определяет, насколько интересным будет фильм. Как видите, о программе видеомонтажа мы пока не сказали ни слова, это потому что программа не поможет нам сделать творческую часть работы.
       А что в оставшихся 20% работы по видеомонтажу? Отрезать нужные куски видео (их называют кадры, хотя в каждом очень много своих кадров, но это «кадрики»), расставлять их в том порядке, который требуется исходя из сюжета фильма, склеивать («склейка» пришла из кинопроизводства, когда куски пленки именно склеивались на монтажном столе). Это тоже может ЛЮБАЯ программа для монтажа видео.
       Для отрезания-склеивания кадров тоже требует профессионализм. Есть несколько ключевых вопросов, которые отличают профессиональный монтаж видео от любительского, и о которых всегда помнит опытный монтажер и не подозревает начинающий. Во-первых, далеко не все кадры желают гладко склеиваться между собой. Гладко – значит комфортно для просмотра. Потому что в каждом кадре – свой план, движение, свет, цвет и содержание. Склеивать их как попало нельзя, любая неудачная склейка вызывает неприятные зрительные ощущения и мешает восприятию сюжета (а вы подбираете галстук к рубашке или туфли к платью?). Во-вторых, в фильме соседние кадры всегда воспринимаются как взаимосвязанные, хотим мы того или нет. И раз уж попадают кадры в голову зрителя последовательно, то он и ищет между ними причинно-следственную связь. Опытные режиссеры и монтажеры используют этот эффект всегда, чтобы вести зрителя по сюжету (а иногда сознательно манипулируют восприятием). В-третьих, нужно постоянно «сушить время» - умещать долгие события реального времени в короткое экранное.
       Сформулируем одним предложением суть профессионального видеомонтажа - монтаж видео это создание правильно склеенных последовательностей кадров, раскрывающих содержание фильма, при этом укладывающихся в строго отведенное время. Оказывается что задача то сложная, требуется наработать опыт! Проскочить этот этап, купив «самую лучшую программу для видеомонтажа не получиться».
       Конечно, есть у видеомонтажера и другие заботы, связанные с исправлением качества видеозаписей, приведением их в нужный вид (коррекция света, цвета, устранение шума и тряски и т.д.) а также работа со звуком, но все это уже после.
       Вот здесь, наконец, мы подобрались к моменту, когда можно сказать что-то хорошее про программы. Профессиональные программы имеют огромный арсенал средств для обработки изображения, позволяют одновременно работать с несколькими потоками видео и аудиоданных, комбинируя их друг с другом, имеют возможность ввода и вывода видео на специализированные устройства и носители информации, поддерживают все распространенные форматы видео. Уровень различий между программами для профессионального и бытового применения существенный (сравнение экскаватора и лопаты будет наиболее подходящим). В бытовых программах все упрощено до предела, оставлены только самые простые (но самые важные) функции. Но даже этих функций хватит опытному монтажеру, чтобы сделать добротный фильм.
       Если вы еще не охладели к идее самостоятельно заняться видеомонтажом (а я всю статью фактически от этого отговаривал :), то совет простой – выбирайте программу по силам. Вместо того чтобы разбираться в сложных настройках профессиональных программ, уделите больше времени собственно монтажу, то есть построению композиции фильма, а когда возможностей освоенной программы видеомонтажа вам будет не хватать – то переходите к более сложной.

Всем успехов в освоении непростой но очень увлекательной профессии видеомонтажера!

© Сергей Рахманов, 21-04-2012

Понравилась статья?
Хотите получать интересные статьи регулярно?
Подпишитесь на информационную рассылку

Hide me
Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!
Имя: * E-mail: *
Show me