Сделать свой фильм как бы просто ...

Практически все кто снимает видеокамерой этим вопросом задавались. И трудно ли сделать работу самому?

Точного ответа насколько трудно сделать фильм не существует – для кого-то сделать фильм будет сложно, а для кого-то не так уж. Энтузиасты-любители видеомонтажа  конечно не задают себе вопросов, для них - просто! Умалчивая, что просто, когда уже вложено много сил, времени, денег и приобретен опыт. Мы же расскажем что представляет собой процесс производства. Свой ответ адресуем тем, кто никогда не занимался обработкой видео и постараемся, исходя из своего многолетнего опыта работы с цифровым видео, подвести Вас к своему правильному ответу.

Только прежде чем начнем разбираться по существу вопроса, необходимо спросить себя – готовы ли Вы потратить значительное количество своего времени (месяц, два или три, год или больше – зависит от желаемого уровня мастерства) и заметную сумму для покупки дополнительного оборудования и программного обеспечения, для того чтобы самостоятельно заняться созданием фильмов. Если ответ – «да» - то переходим к основной части.

Исходить будем из того, что на выходе хотим получить фильм, как логически завершенное, художественное (!) и хорошо оформленное произведение, которое интересно и приятно будет смотреть не только Вам как автору видеосъемки, но и, как минимум, близким и друзьям.

Итак, начнем разбираться по порядку в процессе производства начиная с того момента когда у нас уже есть отснятый материал, отдельная тема как сделать так чтобы он был хорошего качества.
Кроме видеокамеры и всего что к ней прилагалось при продаже нам потребуется достаточно современный компьютер (работа с видео – это работа с очень большим количеством информации) с устройством записи DVD дисков, принтер и возможно дополнительное оборудование.

Первое необходимое действие - перенести в компьютер записи с видеокамеры в формате пригодном для дальнейшей обработки (видеомонтажа). Как правило, к любой видеокамере при продаже в комплекте идет программное обеспечение достаточное для выполнения этой функции, и это программное обеспечение следует установить.
Если видео записано на аналоговую кассету (например, VHS) то дополнительно потребуется приобрести устройство захвата видео, это дополнительная плата, вставляемая в свободный слот компьютера или внешнее устройство, подключаемое между видеокамерой и компьютером. Если запись велась на цифровую кассету (например, miniDV) то очень желательно приобрести для компьютера плату специального контроллера FireWare, который обеспечит высокую скорость обмена данными между видеокамерой и компьютером. В лучшем положении находятся владельцы видеокамер, где запись ведется на DVD-диск или жесткий диск камеры. Для переноса видео в компьютер достаточно соединить камеру и компьютер одним проводом через порт USB и воспользоваться программным обеспечением.
Если все получилось и видеозаписи в виде файлов появились в компьютере – то можно Вас поздравить! Вы сделали «оцифровку» видео (строго говоря, оцифровкой называют только преобразование аналогового сигнала в цифровой, поэтому называть оцифровкой перенос данных с цифровых кассет некорректно).

Но пока это еще не фильм. Вряд ли фильмом можно назвать материал, где все вперемешку – и нужное и ненужное. Пока это сырье, это песок, из которого еще стоит добыть свой слиток золота. Поэтому сначала придется вырезать все явно лишнее и испорченное (технический брак, которого не удалось избежать при съемке).
Здесь нам потребуется программное обеспечение для редактирования видео (видеомонтажа) - видеоредакторы. Таким программным обеспечением может служить то, которое прилагалось к видеокамере, или которое установлено в компьютере (для MS Windows это Windows Movie Maker), или приобретаемое отдельно. Первые два варианта – бесплатные, но обеспечивают только самые простые возможности работы с видеоматериалом. Отдельно приобретаемые программы предоставляют возможностей гораздо больше. Мы не беремся рекомендовать какой то конкретный видеоредактор, их перечень большой, каждый имеет свои преимущества, но идеала нет, и разброс цен от сотни до нескольких тысяч долларов. Но всегда следует помнить, что не сама по себе программа делает фильм, а человек, который умело ее применяет. От его умения зависит, что получится на выходе.

Итак, технический брак удалили. Получен ли фильм? Пока нет, но мы подошли к самой творческой части работы – собственно редактированию.
Любительская съемка грешит тем, что ведется, как правило, бессистемно - нет сценария, сюжета, логической последовательности и законченности эпизодов. И основная, самая трудоемкая часть процесса производства состоит в том, чтобы продумать концепцию фильма – завязку, сюжет и развязку, разбиение на главы и сцены, т.е. необходимо, пускай и задним числом, создать основную смысловую нить, и нанизать на нее кусочки-видеофрагменты (в профессиональнольной терминологии - "кадры"). Как это сделать – каждый решает сам исходя из того видеоматериала, который есть под рукой и из своего опыта. Говорят, что фильм рождается на монтажном столе, и во многом это правда. Из одного и того же материала можно сделать абсолютно разные фильмы! Теперь остается склеить видеофрагменты в эпизоды, наложить титры, поясняющие суть происходящего или указание мест и времени, где велась съемка, а также поработать со звуком.

Многие не придают большого значения работе со звуком, хотя он помогает воспринять видеосюжет таким, каким его задумывает автор фильма. Звуковое оформление дополнительно передает настроение видеосюжета, задает ритм и даже интригует зрителя, заставляет предвкушать некое действие которое вот-вот… Посмотрите классические фильмы Хичкока, поймете. Поэтому необходимо тщательно отобрать аудиоматериал для фильма – чтобы усилить впечатление происходящего (или ожидаемого!) на экране. Поскольку заказ музыки к фильму удел больших киностудий, приходится работать с теми записями, что удается найти, и прослушать очень много разноплановой музыки, прежде чем будет отобран подходящий материал. Обладателям больших аудио-коллекций подобрать музыку к фильму несколько проще. Важно также уметь согласовать видеоряд и звук по хронометражу, а также чтобы ключевые кадры видео гармонировали с самыми яркими моментами аудио.
Необходимо также поработать с уровнями громкости оригинального звука и дополнительно накладываемого, вовремя вводя и выводя громкость в звуковых каналах, чтобы выделить нужное и убрать лишнее – нежелательные фоновые звуки, ненужные реплики, шум ветра. Работа со звуком не менее творческая, чем работа с видео.

Если прошли и этот этап работ, то осталось осуществить окончательную сборку фильма. Перекодировать в формат DVD (если это не было сделано ранее, а видеомонтаж велся в другом формате) и организовать готовые части видео в фильм. Последнее называется «авторинг» и заключается в создании удобного навигационного меню по эпизодам, наложении фоновых картинок и фонового звука диска – всего того, что начинает воспроизводиться автоматически при загрузке диска в DVD-плеер.

И напоследок остается оформление диска (подготовка макета и печать изображения на специальном принтере), его запись, оформление коробки DVD (опять же подготовка макета и печать) и окончательная сборка. Для проведения этих процедур также существует специальное программное обеспечение, за него придется заплатить, хотя и не так много как за хороший видеоредактор.

Вот теперь, если успешно пройдены все этапы работ, можно сказать, что фильм сделан. Настоящий DVD-фильм. А трудно ли  выполнить все это или нет - решать Вам.

24-10-2009 © Сергей Рахманов, Студия "УниФильм"

Понравилась статья?
Хотите получать интересные статьи регулярно?
Подпишитесь на информационную рассылку

 

Hide me
Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!
Имя: * E-mail: *
Show me